АгроСборник.Ру

Прогнозирование закупок сельскохозяйственной продукции - Часть 1

Формы и методы прогнозирования и планирования государственных закупок зависят от экономических условий.

В годы Гражданской войны и иностранной интервенции они осуществлялись в форме продразверстки, т.е. у крестьян изымались все излишки произведенной ими продукции. В 1921-1923 гг. был установлен продналог с предоставлением крестьянам права свободно распоряжаться излишками продукции после выплаты налогов. В 1924-1927 гг. государственные закупки осуществлялись на основе свободной купли продажи продукции на рынке. В 1928-1931 гг. действовала система договоров (контрактаций) между государством и крестьянскими хозяйствами. При этом государство под контрактуемую продукцию выдавало денежные авансы, хозяйства должны были продавать контрактуемые продукты в установленные сроки. В 1929-1958 гг. были введены обязательные поставки основных видов продукции в установленные сроки. В этот же период применялась натуральная форма оплаты труда работников МТС.

В 1958-1965 гг. действовала единая форма государственной закупки по ценам, дифференцированным по зонам, т.е. твердый план на один год. В период 1965-1980 гг. при планировании разрабатывался твердый план на все годы пятилетки и устанавливались объемы сверхплановой продажи. Возникла проблема напряженности и надежности планов различных предприятий.

С 1980 г. планы продажи сельскохозяйственной продукции предприятиями государству формировались в единстве с планами выделения предприятиям материально-технических и финансовых ресурсов, так как во многих случаях обеспеченность ими планов не превышала 70%.

Планирование закупок на 1981-1991 гг. проводилось по измененной схеме. Для хозяйства вводится единый план государственных закупок на пять лет с разбивкой по годам. С этого времени начала формироваться единая система планирования АПК. До районов и хозяйств по-прежнему в различных формах доводились твердые планы закупок сельскохозяйственной продукции вначале в виде госзаказа, а затем госзаказа и продналога.

Однако доведение объемов закупок на различных уровнях планирования было разнонапряженным.

С 1985 г. широко применяется нормативно-ресурсный метод планирования. Однако опыт использования данной методики показал, что при формировании контрольных цифр, особенно на уровне район хозяйство, сохраняется жесткая централизация доведения планов.

В последующем в эту методику были внесены коррективы. Государственный заказ стал формироваться на добровольных условиях. Такой демократический подход теоретически позволял заключать объективные договоры колхозов и совхозов на контрактацию сельскохозяйственной продукции с заготовительными организациями. Вместе с тем уже в 1989 г. выявилось, что многие хозяйства резко занижают объемы продажи продукции государству или отказываются от заключения контрактов. Это в значительной степени объяснялось несовершенными ценами на нее и инфляционными процессами.

Мировой опыт показывает, что государство должно выступать основным гарантом соблюдения любой системы экономического регулирования, центральным звеном которого в АПК являются закупки сельскохозяйственной продукции.

В Республике Беларусь предусматривается дальнейшее реформирование системы государственных закупок в соответствии с международными правилами. Заказ на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд формируется в соответствии с Законом «О поставках товаров для государственных нужд» и Положением «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд».

Объем и ассортимент поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции определяются исходя из необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения республики. Заказ формируется Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли. При формировании заказа учитывается необходимость создания в требуемом объеме постоянного ежегодного обновляемого государственного резерва зерна и хлебопродуктов. Предусматривается расширение закупок маслосемян с целью создания собственной сырьевой базы по выработке растительного масла сахарной свеклы – для обеспечения минимальной государственной безопасности в снабжении населения сахаром продовольственной пшеницы – с целью сокращения импорта зерна.

Размещение заказов на поставку (закупку) товаров для государственных нужд осуществляется министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в соответствии с Положением о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров за счет средств республиканского бюджета.

В развитых странах основой регулирования аграрного рынка являются хорошо организованные государственные закупки сельскохозяйственной продукции, а также ее реализация. Можно утверждать, что в чистом виде концепции свободного аграрного рынка не существует.

В мире уже сформировались основные принципы регулирования аграрного рынка: гарантированные цены, стимулирование потребления продукции собственного производства, обеспечение равновесия спроса и предложения. К тому же в ряде стран существует жесткий правительственный контроль над ценами.

В сложный период формирования рыночных производственных отношений для РБ важен опыт других стран, особенно ЕС, по функционированию рынков сельскохозяйственной продукции и формированию государственных продовольственных фондов.

Опыт ЕС показывает, что государственные закупки продукции и ее реализация являются основой регулирования аграрного рынка. Регулирование цен на этом рынке начато с 1964 г., когда был сформирован единый рынок зерна.

Контракты, как правило заключаются на длительный срок. С 1968 г. в ЕС гарантируется определенный объем закупок сельскохозяйственной продукции по минимальным ценам (ценам поддержки). Для обеспечения гибкости рынка предусматривается увеличение цены от 2 до 40% для продажи за пределы района производства (цены вмешательства).

Квоты на производство и реализацию продукции по гарантированным ценам устанавливаются на зерно, молоко, рапс, сахар, хлопок, подсолнечник, твердую пшеницу и др. Закупочные организации в пределах квот закупают продукцию по высокой цене, а сверх квот – по низкой. На уровне ЕС квотируется 35% всего валового производства продукции. Кроме того, для отдельных районов, где образовался дефицит какой либо продукции, устанавливаются целевые цены.

Для экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС выделяются специальные субсидии.

Долговременной гарантией государства перед производителями сельскохозяйственной продукции являются научно обоснованные квоты.

Квотирование в странах – членах ЕС является основной составляющей государственного регулирования, которое включает поддержку доходов товаропроизводителей; содействие развитию аграрного рынка; косвенное влияние на развитие АПК через другие отрасли народного хозяйства и др.

Добавить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей:

       


Защитный код
Обновить

Поделиться!

Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!

Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой в Моем Круге

Авторизация

slogin.info