Прогнозирование и программное планирование социального развития - Часть 2
3. Информационное обеспечение социальных прогнозов.
3.
Источниками документальных данных в социологическом прогнозировании являются анкеты, интервью, опросы и т.д. Особое внимание обращается на качество заранее заготовленных анкет. Установлено, что при проведении опросов респондент выражает свое субъективное мнение, на которое сильное влияние может оказывать настроение, здоровье, обеспеченность жильем и т.д.
С целью повышения надежности информации целесообразно заранее изучить субъективное состояние людей, мотивации, мнения, отношение к текущим событиям в стране, понимание производственных отношений на предприятии и другие вопросы. Разработанная анкета должна преследовать цель получения в конечном итоге материалов для обоснования необходимых нормативов социального плана. Данные, полученные из анкет, анализируются с использованием методов организационно-экономического, системного анализа, статистических методов, т.е. применяются приемы группировок, классификации данных, их типологизация (обобщение признаков социальных явлений). Перспективным является использование в обработке данных теории нейросетей. Полученные результаты сравнивают с заранее предполагаемыми гипотезами, определяют достоверность данных. Все это в последующем дает основу для новых вопросов и проблем.
Результаты прогнозов социального развития обычно оформляют в виде целевых программ на региональном и глобальном уровнях, на уровне предприятий, т.е. во всей системе планирования.
Перспективная государственная экономическая политика на селе должна основываться на взаимодействии всех форм собстности. Следует учитывать, что в настоящее время наряду с небольшой группой зажиточного населения (примерно 10%) появилась люмпенизированная группа аграрного населения, составляющая в зависимости от регионов 10-20% от всего сельского населения.
Социальное прогнозирование аграрной сферы АПК в современных условиях должно преследовать важнейшую цель регулирование миграции сельского населения в города. Известно, что на разных стадиях развития общества практиковались различные подходы к регулированию миграции: отсутствие паспортизации в сельской местности, введение паспортов и резкое увеличение материального стимулирования живого труда и т.д. Эти и другие меры не остановили миграцию сельского населения.
В связи с введением рыночных отношений и многократным увеличением розничных цен на сельскохозяйственную продукцию возможна миграция, наоборот, городского населения в село.
Остановить и регулировать миграцию сельских жителей, как показывает опыт многих хозяйств и районов, можно только при рациональном развитии экономических и социальных отношений города и села, при их эквивалентном обмене продукцией. В будущем, с развитием рыночных отношений может произойти рост денежных доходов сельского населения. В связи с этим сельский труженик имеет все права предъявлять повышенный спрос и требования на товары народного потребления, к бытовому, торговому и культурному обслуживанию.
Исследования показывают, что бурно развиваются те населенные пункты, которые являются спутниками больших городов, из которых они получают не только промышленные, но и сельскохозяйственные товары.
В города «механически» перетащены сферы доработки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, что увеличивает неравномерность занятости на протяжении года трудовых ресурсов деревни.
До сих пор человек в деревне рассматривался как основной фактор процесса производства. Сейчас крайне необходимо формировать население сельской местности с учетом как производственных, так и социальных функций человека.
Уменьшить миграцию сельского населения в России можно только путем создания определенных преимуществ сельского образа жизни перед городским. С одной стороны, это создание сравнительно равных социальных и экономических условий работы и жизни при лучшей общей экономической обстановке. С другой стороны, реально существует проблема преодоления социально-экономических различий в сложившемся городском и деревенском образе жизни.
Вместе с тем будет существовать так называемая маятниковая миграция населения, т.е. житель сельской местности работает в городе, а житель города либо содержит садовый участок в сельской местности, либо отдыхает там. В ряде районов РБ таких городских жителей в летний период более 20% от всех жителей села. Таким образом, в этот период времени ему необходимы дополнительные объекты социальной инфраструктуры (магазин, поликлиника и т.д.), город на создание такой инфраструктуры никаких затрат не несет.
Следовательно, возникла необходимость при формировании социальной инфраструктуры сел создавать единые с городами системы медицинского, торгового, культурного и других видов обслуживания за счет средств регионов и государства.
Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!
Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей: