Закономерности, принципы и функции прогнозирования и планирования - Часть 1
1
В новых условиях хозяйствования формируются факторы, обеспечивающие планомерность:
1) надежность заключаемых договоров;
2) величина и структура производственного потенциала отраслей и регионов;
3) устойчивость показателей развития и способность их сохранения в условиях спонтанных явлений в экономике;
4) создание достаточных резервов производства и др.
Планомерность развития экономики в любых экономических отношениях является важнейшим достижением человеческой цивилизации.
Исследования показывают, что экономическая категория «план» — это одна из категорий научного предвидения. Первичной формой всякого предвидения является гипотеза.
Гипотеза характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Разработка гипотез позволяет подготовить основу для научного прогнозирования.
Прогноз по сравнению с гипотезой более четок, имеет значительно большую определенность, обязательные качественные и количественные характеристики. Он носит вероятностный характер и составляется с достаточно большой достоверностью. Под прогнозом в настоящее время понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления.
Известно, что исходным материалов для планирования являются социальные и экономические прогнозы. Социальные прогнозы включают динамику социальной структуры общества, отдельных регионов, развития здравоохранения, народного образования и др.
Экономические прогнозы включают исследования вероятного наличия трудовых ресурсов, капитальных вложений, перспективных изменений основных показателей процесса производства и др.
Несмотря на то, что в последние годы появилось значительное количество работ по прогнозированию можно утверждать, что в стране еще не создана целостная система подготовки прогнозов по развитию сельскохозяйственного производства, не установлены жесткие сроки их разработки на различных уровнях планирования, а также отсутствуют единые методики прогнозирования различных показателей развития АПК.
План базируется на гипотезе и прогнозе. Он представляет собой постановку строго определенной цели и четкое предвидение конкретных, детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования. Важнейшей чертой плана как экономической категории является его строгая определенность, а после заключения договорных обязательств — юридическая ответственность сторон (директивность).
План — это интегрированное, научное отражение развития производительных сил и производственных отношений; как система он предусматривает прогрессивное развитие всего общественного производства и отдельных его сторон и элементов.
На глобальном уровне при обосновании планов разрабатываются концепции и программы. Экономическая концепция — это определенный способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегии их развития. В этом случае под программой понимается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития государства и предлагаемые пути и средства их достижения.
Взаимосвязи между рассмотренными выше экономическими категориями можно условно изобразить следующим образом:
Гипотеза —— Прогноз —— Концепция —— Программа — План
Любое общество предполагает планомерную организацию производства. Вместе с тем даже в идеально организованном производстве допустимы элементы случайности.
Предприятиям присущи не только черты планомерности, но и элементы спонтанности. Под планомерностью в данном случае понимается сознательная организованность всей системы ведения хозяйства и других сфер АПК. Спонтанность — самопроизвольное развитие, обусловленное, как правило, природными и другими факторами.
2
Логика прогнозирования и планирования зависит от:
- функций и форм планирования;
- государственного регулирования;
- принятой концепции развития страны.
Разработка и осуществление прогнозов и программ выполняет две важнейшие функции: предсказательную и предписательную. В первом случае дается описание состояния объекта в будущем, во втором — проводится подготовка проектов развития различных организационных форм для последующего их использования в системе управления.
В мире сложились самые разные формы планирования. Их обычно классифицируют с учетом аспекта и оперативного уровня управления. По уровню управления различают планы глобальные, общегосударственные, межгосударственные, региональные, отраслевые, локальные и на уровне хозяйствующих субъектов, их ассоциаций. В зависимости от постановки целей различают тактическое и стратегическое планирование.
Планирование может быть программным и целеориентирующим. Важна и такая форма, как направляющее планирование, которое выражается в регулировании налогов, кредитов, цен, госзаказов, квот и т.д. В АПК данная форма может быть выражена во вмешательстве государства в экономические отношения между основными сферами комплекса.
В настоящее время сформировались наиболее приоритетные области государственного регулирования национальной экономики. Среди них следует выделить медицину, оборонный комплекс, энергетику, фундаментальную науку, экологию и АПК.
Сложились и основные меры государственного регулирования АПК.
Ценовое вмешательство включает обоснование гарантированных (защитных) цен на закупку сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, надбавок к ценам на продукцию, залоговых цен, цен на закупку излишков сельскохозяйственной продукции.
Кредитная и налоговая политика — это льготное кредитование, особые условия инвестиционного кредитования АПК, товарного кредита, налоговых льгот, дифференцированного налогообложения.
С помощью государственного бюджета формируются бюджетные ссуды, компенсации при приобретении материально-технических ресурсов, осуществляются лизинг, субсидирование социальных программ, гарантированное авансирование при закупке сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, финансирование государственных целевых программ.
Внешнеэкономическая деятельность включает регулирование таможенных пошлин, стимулирование экспорта, иностранных инвестиций,
Рассматриваемые направления государственного регулирования АПК основываются на системе экономических прогнозов, программ и планов.
На основе форм, принципов и функций формируется логика прогнозирования и планирования.
Общая логика планирования имеет следующие составляющие:
1. Цели планирования.
2. Анализ результатов экономического и социального развития.
3. Определение потребностей общества в ресурсах (по отраслям и регионам).
4. Согласование и балансирование потребностей общества с возможными ресурсами.
5. Достижение планомерности развития социально-экономической системы.
В процессе составления планов формируется логика их разработки. При директивном планировании она формируется сверху — вниз, при индикативном — снизу — вверх.
Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!
Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей: