С.Ф. Коваль, В.П. Шаманин "Растение в опыте"
Длина и площадь органов (пластинок, черешков или влагалищ листьев, междоузлий стебля, толщина годичных колец древесины) не только указывают на степень комфортности условий, но и позволяют установить, в какой период жизни происходили изменения внешней обстановки. Изменение условий влияет на скорость роста молодых органов и тем самым фиксируется в их конечных размерах. Последние могут быть измерены много позднее, когда в быстро меняющихся физиологических процессах уже не осталось следа от прошлого воздействия.
В качестве примера сравним длину органов у пшеницы при различных неблагоприятных воздействиях. Ростовая реакция до начала трубкования на достаточно сильное повреждающее воздействие связана с подавлением роста частей листа (пластинки, влагалища) и отличается от таковой на более поздних фазах развития, когда существенную роль играет реакция растущих междоузлий стебля. У всходов все испытанные факторы вызывают почти одинаковое торможение роста как пластинки, так и влагалища листа. Более слабый эффект подсушивания связан с тем, что для создания дефицита воды в почве требуется известное время, тогда как повышение темпера туры или анаэробиозис корней создаются практически мгновенно, т.е. начало воздействия имеет характер удара (таблица 6.1).
В фазе трубкования (таблица 6.2) отчетливо проявилось уменьшение длины междоузлий стебля как при медленном, так и при быстром (в песчаной культуре) нарастании обезвоживания. Из листовых влагалищ отреагировало только самое верхнее, а достоверного изменения листовых пластинок не обнаружено - их рост закончился до начала воздействия.
Иная картина отмечена при кратковременной, но глубокой засухе, которая создавалась прекращением полива 0,7-литровых вегетационных сосудов (нагрузка -15 растений на сосуд). Благодаря малому объему песка на одно растение, влажность снижалась до 30-35 % полной влагоемкости за два дня, после чего сосуды с растениями помещались под стеклянный колпак на четверо суток. По окончанию засухи влажность в корнеобитаемом слое доводили до 60-70 % влагоемкости и поддерживали на этом уровне до колошения. В результате уменьшилась длина влагалища 7-го фитомера и листовых пластинок.
Таблица 6.1. Влияние неблагоприятных факторов на длину органов (мм) у всходов пшеницы Лютесценс 758
|
Таблица 6.2. Влияние различных типов засухи на длину органов (мм) у пшеницы
|
Таким образом, особенности ростовой реакции фитомеров определяются не только фазой развития в момент стресса, но и скоростью нарастания неблагоприятного фактора.
Рис. 6.6. Изменение длины в последовательном ряду междоузлий (1), влагалищ (2) и пластинок листьев (3) у растений с интенсивным (А), угнетенным (Б) и подавленным (В) ростом
В естесственной обстановке молодые растения (от всходов до полного кущения) чаще всего подвергаются быстрым ударным нагрузкам. Это
зависит от небольшого размера их листового аппарата и корневой системы, отсутствия значительных запасов метаболитов, которые могли бы обеспечить компенсацию неблагоприятного воздействия. К началу стеблевания корневая система охватывает настолько большой объем почвы, что последний ни при каких условиях не может быть иссушен за несколько дней, а увеличенный размер надземной части растения гарантирует достаточные фонды разнообразных метаболитов, вовлекаемых в реакции адаптации. Благодаря этому, равное по физической величине нарастающее воздействие воспринимается молодым растением как ударная нагрузка, а более взрослым - как постепенное нарастания неблагоприятного фактора.
Длительные неблагоприятные воздействия в природной обстановке характерны для минерального голодания, уплотнения почвы и нарушения водообмена. В качестве примера рассмотрим рост пшеницы, выросшей на поле, вспаханном на 25 см (контроль), на мелко вспаханной обочине (угнетенный рост) и на полевой дороге (подавленный рост). Близкое расположение точек взятия пробы (5-7 м) и выровненный рельеф исключают ошибки, связанные с пестротой почвенного покрова. Высота растений в фазу колошения равнялась: в контроле -100 см, при угнетенном росте - 40 см и при подавленном росте - 22 см. С ухудшением условий произрастания уменьшалась длина всех органов, но для междоузлий стебля и пластинок листьев эта тенденция выражена более резко, чем для листовых влагалищ (рис 6.6).
Подобный же анализ морфологии растений костра безостого, взятых в различных по водообеспечению участках экологического профиля, показывает, что и у этого растения надежно выявляется степень благополучия условий среды в период роста того или иного органа. Сокращение размеров верхнего листа часто наблюдается у злаков [Серебрякова, 1971], но уменьшение нескольких верхних листьев ненормально и связано с ухудшением условий их роста. На остепненном участке причина этого кроется в недостаточном водообеспечении, а в нижней более увлажненной части профиля - в затенении, часто возникающем в густых лугово-разнотравных ассоциациях.
Часто в опытах, связанных с изучением устойчивости растений, отрицательное действие того или иного фактора принимают априорно, и при этом забывают, что один и тот же физический уровень фактора (температуры, освещения, водообеспечения) может восприниматься устойчивым генотипом как раздражение, а неустойчивым - как значительное повреждение. Поскольку норма реакции генотипа и уровень его адаптированности связаны не с физической, а с физиологической нагрузкой неблагоприятного воздействия, то для его оценки может оказаться полезным сравнение вариантов по изменению роста в последовательном ряду фитомеров.
В нормальных условиях на побеге злака длина каждой листовой пластинки, влагалища или междоузлия стебля примерно равна среднему между длиной выше и нижележащего органа. На побеге двудольных и ветвях голосемянных междоузлия в средней части годичного прироста фитомеры бывают примерно одинаковых размеров. Если, измеряя длину этих органов, мы находим отступления от данной закономерности, то правомерно предположить изменение условий в момент роста этих структур. Но о конкретной природе факторов, определивших усиление или подавление роста, мы не можем судить на основе только этой информации.
Когда ботаники делают вывод о засушливом периоде столетней давности на основании промеров толщины годичных колец на стволах деревьев, они превышают возможности данного метода. С таким же успехом эффект уменьшения толщины годичных колец мог быть результатом похолодания климата или стойкого уменьшения прозрачности атмосферы в результате катастрофического события (извержения вулканов, падения большого метеорита и др.).
Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!
Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей: