Прогнозирование и стратегическое планирование в условиях рыночных отношений - Часть 1
1.
В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность, в противоположном случае она становится объектом чужого планирования.
В условиях рыночной экономики главным регулятором экономических отношений являются факторы внешней среды, внешней деятельности предприятия, региона. Во внутренней деятельности предприятия появляется более жесткий плановый контроль в результате чего экономятся материально-денежные затраты. Каждое предприятие имеет множество факторов неопределенности своей внутренней и внешней рыночной среды.
Для решения своих внутренних и внешних проблем любое предприятие стремится к вертикальной интеграции, что позволить осуществлять контроль над спросом, иметь долгосрочные контрактные отношения с поставщиками и потребителями, входить в состав предпринимательских сетей. Все это помогает уменьшить неопределенность рыночных отношений, обусловливает необходимость использования всех видов прогнозирования и планирования и дает возможность на этой основе занять стратегическую позицию на рынке.
Известно, что около 40% рыночных неудач объясняются недостатками планирования.
В условиях рыночных отношений важное значение придается планированию внешней среды, или стратегическому планированию. В большинстве стран мира стратегическое планирование становится основным правилом деятельности предприятий.
Слово «стратегия» произошло от греч. strategia — искусство руководства. Известно, что в Древнем Китае в период между 480 и 221 г. до н. э. была написана книга под названием «Искусство стратегии», т.е. еще 23 века тому назад понятие стратегии начало широко использоваться в жизнедеятельности людей. Сейчас признано, что лучше иметь любую стратегию, чем не иметь никакой.
В настоящее время большинство исследователей по этой проблеме сходятся на том, что стратегия – это: перспективный план действий; прикрытие с целью перехитрить своих конкурентов на рынке; или же перспективное планирование реакции организации на изменение внешней среды.
Наряду со стратегическим планированием на каждом предприятии осуществляется и тактическое планирование. Если стратегическое планирование отвечает на вопрос, что надо делать, то тактическое — как надо делать. Тактическое планирование применяется для краткосрочных периодов, а в отдельных случаях - и среднесрочных.
Решение отдельных тактических вопросов может быть найдено и в оперативных планах предприятий.
Стратегическое планирование представляет собой постановку стратегических целей и четкое предвидение детальных событий во внешней экономической деятельности объекта на перспективу. Это планирование основывается на краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозах вероятного изменения рыночной среды. Обычно такое планирование включает разработку следующих основных вопросов: организации прогнозирования, внутренней координации, распределения ресурсов и адаптации к внешней среде.
Известно несколько типов стратегий, которые могут использовать предприятия: стабильности, роста, сокращения, разворота, отделения, ликвидации. Кроме того, бывают стратегии конкуренции и выживания.
2.
Известно, что большие успехи японской экономики в значительной степени обусловливаются хорошо разработанной методологией стратегического планирования. Важнейшим в такой методологии является разработка функциональной стратегии. Она включает следующие компоненты плана: стратегию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансовую и маркетинговую стратегию.
Отдельные предприятия и организации разрабатывают стратегии управления персоналом, информатизации и экономической безопасности.
Разработка маркетинговой стратегии может быть представлена в виде разработки основных разделов плана маркетинга. Остановимся на их содержании.
Сводка контрольных показателей. Она представляется в виде результатов системного анализа.
Анализ текущей маркетинговой ситуации. В этом разделе плана дается подробный анализ положения предприятия на рынке. При анализе рынков учитываются положение конкурентов, величины основных сегментов рынков и специфические факторы рыночной среды.
Основные опасности и возможности. Опасность в экономическом смысле представляет собой наступление вероятных событий, которые могут привести к подрыву рыночной живучести товара, его гибели. В стратегическом плане необходимо предусмотреть наиболее вероятные опасности, которые могут возникнуть на прогнозируемых рынках сбыта и возможности по предотвращению опасностей.
Стратегия маркетинга на целевом рынке предполагает точное определение тех сегментов конкретных рынков, где предприятие сосредоточит свои усилия. Комплекс маркетинга содержит стратегию планирования производства новых товаров, рекламу, организацию продажи и наиболее вероятные цены.
Изложенные выше отдельные стратегии формируются в виде общей программы действий. Завершается разработка общей стратегии маркетинга разработкой бюджета. Он выражается в виде прогноза вероятного размера прибыли и убытков. Желательно иметь в маркетинговом плане раздел по порядку контроля намеченных стратегических мероприятий, он может быть представлен в виде известной системы контролинга.
Таким образом, маркетинговые планы преследуют следующие цели: увеличение оборота; повышение доли на рынке; освоение новых видов продукции; увеличение размера прибыли; завоевание новых рынков.
В рыночных условиях важное значение придается планированию стратегии менеджмента. При управлении людскими, техническими и технологическими ресурсами широко используется стратегическое планирование. Его методы широко применяются при проектировании производственных, организационных, социальных и управленческих структур предприятий, организаций.
В условиях переходного состояния экономики отечественным предприятиям и организациям необходимо разрабатывать стратегию экономического выживания.
Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!
Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей: