А.А СНОПОВ – студент
Н.Н. ПЕТРОВА – кандидат биологических наук, доцент
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,
Горки, Республика Беларусь
При селекции растений человек старается совместить в сорте как можно больше положительных признаков - высокий урожай, его ценность и надежность получения, технологичность возделывания, приспособленность и приспособляемость к условиям среды, приемам возделывания и биотическим факторам. Также человек обращает внимание на сохраняемость свойств, экономичность получения урожая, многообразность использования, совместимость с другими культурами в севообороте и т.д.
Для этого надо хорошо понимать природу селектируемого растения.
Самые базовые признаки жизнедеятельности:
а) целостность, т.е. связь всех признаков и свойств с метаболическими, морфологическими и онтогенетическими параметрами функционально, структурно и во времени;
б) приспособляемость, т.е. взаимосвязь условий среды и жизнедеятельности, активности растений и доступности факторов среды;
в) явление онтогенеза, т.е. целенаправленность, влияние каждого этапа на все последующие, осуществление процессов детерминации, реализации и функционирования как системного единства и закономерное достижение конечного результата - получения потомства.
Мы изучали признак «число зерен в колоске» у озимой пшеницы в зависимости от продуктивности колоса во взаимосвязи с другими его признаками. Было взято около 500 колосьев в посевах сортообразца №89 на Горецкой сортоиспытательной станции. Осуществлялась наиболее типичная выборка по размеру колоса, весу зерна в нем, соотношению левых и правых стеблей, колосьев с четным и нечетным числом колосков.
При постановке данного опыта мы опирались на то, что оптимальность или неоптимальность жизненного цикла реализуется соответственно в структуре потомства, конкретно - в колосе. Потомство - численность семян, их масса и жизнеспособность каждого семени как итог жизненного цикла - должно отражать в полной мере приспособленность сорта к среде, технологии. Элементарная совокупность колосков у злаков - колос. Размер колоса отражает меру наличия условий в момент заложения колосков. Предшествующие собственные исследования, литературные данные и эволюционная логика позволяют надеяться, что признак «число зерен в колоске» надежен и непосредственен для селекционных целей.
Взятую выборку колосьев мы разделили на классы по массе зерна с колоса (таблица 1).
Распределение веса семян с колоса имеет одновершинный и широкий «пик», при этом в «пике» (2,00-2,49) сосредоточено 50,6% всех колосьев. Чтобы изучить структуру колоса при изменении массы зерна были выделены классы, одинаково отстоящие от центра выборки (2,20-2,29), а именно к 2,30-2,39. Разница по массе зерна в пределах каждой пары уменьшается с 90,9 до 9,3%.
Колоски начинают образовываться фактически с началом весенней вегетации, а цветки в колосе - с началом трубкования. Условия для жизнедеятельности значительно различаются, поэтому из этого факта можно делать выводы как для технологии, так и для селекции. В других парах классов прирост колосков минимален: и в 5 и 9 раз меньше, чем прирост числа зерен в колоске.
Примечательно то, что максимальное различие по элементам структуры колоса в каждой паре выявляется по числу редуцированных колосков в нижней части колоса, в т.ч. 500%. Те условия, которые приводили к отмиранию нижних колосков, несомненно влияли отрицательно на вес оставшихся колосков. Этот признак нуждается в детальном исследовании.
В таблице 3 представлены в суммарной форме данные по структуре колоса минимальной и максимальной половинок вариационного ряда из таблицы. Эти данные частично повторяют таблицу 2, но в более полной форме.
Вес зерна с колоса был задан принятой системой группировки, различие между группами составляет 31,6%. Оно обусловлено числом колосков, зерен, массой 1000 семян и соотношением между ними. Так, количество колосков изменилось минимально - только на 4,3%, количество же полноценных цветков (имеющих зерна) возросло максимально - на 17,3%, т.е. почти в 4 раза больше. Прирост числа зерен в колоске также был значительнее, чем прирост числа колосков почти в 3 раза.
Здесь уместно отметить, что продуктивность одного растения может возрастать:1) за счет кущения - этот процесс идет и рано весной; 2) за счет увеличения числа колосков в колосе - этот процесс идет весной; 3) за счет числа полноценных цветков в колоске - этот процесс идет в начале лета. Следовательно, элементы урожая создаются последовательно в ходе вегетационного цикла.
Задача всех отраслей растениеводческой науки состоит в понимании этих этапов, в поисках приемов, исключающих антагонизм, и создании условий для синергизма в селекционном и технологическом использовании закономерностей формирования урожая.
В ходе исследований была проанализирована еще одна сторона признака «число зерен в колоске». У сотообразца №89 была сделана группировка колосьев с числом зерен в колоске с тремя и более колосками и 2,50 до 2,99 (обозначим как «менее 3» и «более 3») (таблица 4).
Таблица 1. Структура выборки колосьев по массе зерна с колоса у сортообразца озимой пшеницы №89
Классы массы зерна* с колоса |
|||||||||||||||||||||||
1,10 |
1,20 |
1,30 |
1,40 |
1,50 |
1,60 |
1,70 |
1,80 |
1,90 |
2,00 |
2,10 |
2,20 |
2,30 |
2,40 |
2,50 |
2,60 |
2,70 |
2,80 |
2,90 |
3,00 |
3,10 |
3,20 |
3,30 |
3,40 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
15 |
19 |
23 |
26 |
38 |
37 |
41 |
38 |
41 |
25 |
17 |
19 |
9 |
8 |
8 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Примечание. * Указывается только начало класса, например, для класса 1,10-1,19 г. пишется «1,10».
Таблица 2. Изменение структуры колоса при увеличении массы зерна с колоса
Показатель структуры колоса |
Первая пара колосьев |
Вторая пара колосьев |
Третья пара колосьев |
||||||
1,50-1,59 |
2,90-2,49 |
Разница % |
1,50-1,59 |
2,90-2,49 |
Разница % |
1,50-1,59 |
2,90-2,49 |
Разница % |
|
Вес зерна, г. |
1,54 |
2,94 |
90,9 |
2,03 |
2,44 |
20,2 |
2,14 |
2,34 |
9,3 |
Количество колосков, шт. |
17,4 |
19,4 |
11,5 |
18,2 |
18,5 |
1,6 |
18,0 |
18,1 |
0,6 |
Количество зерен, шт. |
41,1 |
55,5 |
35,0 |
47,4 |
52,2 |
10,1 |
47,2 |
50,1 |
6,1 |
Зерен в колосе, шт. |
2,34 |
2,86 |
22,2 |
2,60 |
2,82 |
8,5 |
2,62 |
2,76 |
5,3 |
Масса 1000 семян, г. |
37,3 |
52,9 |
41,8 |
42,9 |
46,7 |
8,9 |
45,4 |
46,7 |
2,9 |
Количество редуцированных колосков, шт. |
1,50 |
0,3 |
500,0 |
0,79 |
0,62 |
27,4 |
1,00 |
0,79 |
36,7 |
В таблице 2 представлены три пары классов. Первая различается максимально по массе зерна - 90,9%.
При этом изменились и другие показатели структуры колоса. Обращают на себя внимание две особенности: первая - когда взят класс с минимальной массой зерна, то максимальный прирост был по массе 1000 семян; вторая - прирост числа колосков почти в два раза меньше, чем прирост «числа зерен в колоске, -11,5 и 22,2%, соответственно.
Таблица 3. Структура колоса у половин вариационного ряда по массе зерна с колоса
Показатель структуры колоса |
Колосья с массой зерна 1,50-1,99 (43,1% всей выборки) |
Колосья с массой зерна 2,30-2,99 (40,8% выборки) |
Разница, % |
Вес зерна с 1 колоса, г. |
1,93 |
2,54 |
31,6 |
Количество колосков, шт. |
17,85 |
18,62 |
4,3 |
Количество зерен, шт. |
45,2 |
53,0 |
17,3 |
Зерен в колоске, шт. |
2,53 |
2,85 |
12,6 |
Масса 1000 семян, г. |
42,6 |
47,9 |
12,4 |
Количество редуцированных колосков, шт. |
1,13 |
0,57 |
98,2 |
Таблица 4. Структура колоса при разном значении признака «число зерен в колоске» у сортообразца №89
(285 колосьев)
Число колосков в колосе, шт. |
%в выборке |
Зерен * в колосе, шт. |
Вес* зерна в колосе, г.
|
Редуцированные колоски, шт.
|
Масса 1000 семян, г |
|||||
>3 |
<3 |
>3 |
<3 |
>3 |
<3 |
>3 |
<3 |
>3 |
<3 |
|
17 |
18,0 |
17,9 |
53,2 |
46,9 |
2,43 |
2,18 |
0,64 |
1,18 |
45,7 |
46,5 |
18 |
27,9 |
36,6 |
56,8 |
48,5 |
2,62 |
2,22 |
0,59 |
0,87 |
46,1 |
45,8 |
19 |
31,1 |
24,6 |
58,8 |
52,2 |
2,75 |
2,38 |
0,05 |
0,58 |
46,8 |
45,6 |
20 |
18,0 |
9,8 |
63,0 |
54,9 |
2,90 |
2,42 |
0,09 |
0,14 |
46,0 |
44,1 |
21 |
4,9 |
5,4 |
63,7 |
56,2 |
3,09 |
2,48 |
0,00 |
0,08 |
48,5 |
44,1 |
Примечание - * По критерию Колмогорова-Смирнова различия по весу зерен высоко достоверны
Здесь выявляются четкие различия в структуре колоса в зависимости от значения «число зерен в колоске». При этом необходимо осознать, что не конечный признак - «число зерен в колоске» - влияет на число и вес зерна, на число редуцированных колосков и т.д., а фактически наоборот. Например, колоски редуцируются очень рано, колоски закладываются раньше цветков. Но для селекционных отборов важен тот признак, который имеет прямое значение для селектируемых свойств и биологически важен для существования вида и сорта.
В рамках исследуемой проблемы следует привести выводы селекционеров Л.А. Животкова, В.В. Шелепова, В.А. Власенко, Л.А. Коломийца [1] о том, что у последовательно создаваемых сортов озимой пшеницы для лесостепи Украины от Украинки, Мироновской 808 и до Мироновской 33 величина прироста урожая почти совпадает с приростом признака «число зерен в колоске». При этом число колосков в колосе даже снижается. Следовательно, это служит указанием для главного селекционного признака.
Таким образом, было выявлено, что усиление признака «число зерен в колосе» связано со многими важными селекционными свойствами озимой пшеницы, поэтому считаем, что этот признак должен быть освоен селекционной практикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Животков Л.А. Повышение продуктивности озимой пшеницы селекционным путем в условиях лесостепи Украины / Л.А. Животков, В.В. Шелепов, В.А. Власенко, Л.А. Коломиец // Физиология и биохимия культурных растений, 1999, т. 31 №1. С. 26-29.
Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!