Микеле Плачидо родился 19 мая 1946 года на юге Италии в местечке Асколи Сатриано, в окрестностях города Фоджа в бедной, многодетной (что вполне традиционно для Италии) семье.
— Где ваш муж?
Симонетта Стефанелли, актриса и жена Микеле Плачидо, только что прошла таможенный досмотр.
— Как! Вы разве не знаете?
Ну и дела! Уже полтора часа мы, журналисты, охотимся на неотразимого Каттани в аэропорту Шереметьево, а «синьор уже три часа как в Москве».
Истинный профессионал, комиссар умело ушел от преследования.
Мы помчались в погоню. Врата «Континенталя» затрещали под напором алчущей прессы.
— Где Микеле Плачидо?
— Поднялся в номер, оставил вещи и уехал в неизвестном направлении.
Синьора Симонетта нервно закурила. Мы стояли, сбитые с толку. Комиссар исчез, не оставив записки.
Вот так детективно, вполне в духе крутого «Спрута», началась история приезда в Москву итальянского актера Микеле Плачидо. Он появился в холле отеля, будто продолжая жить в шкуре своего героя,— внезапно. Экспресс-интервью для журналистов? Нет, если можно, не сегодня. Синьор устал. Прилетел после ночной съемки. Откуда? О, это тайна!
Видно, комиссара надо брать приступом.
— Но куда же вы только что исчезли?
Плачидо загадочно улыбнулся: «Я был с другой женщиной».
Что ж, Микеле Плачидо пожелал остаться в образе Каттани — даже отъявленные мафиози адвокат Терразини и Санте Чиринна не всегда ведали, в каком месте жаркого Палермо появится их умный и смелый противник. Не было на Сицилии графини, в которую он немедленно не влюблялся.
Мы были окончательно заинтригованы. С целью разрешения накопившихся вопросов в кинотеатре «Форум» была организована пресс-конференция.
Что привело его в Москву? Премьера «Спрута-4» и собственной режиссерской работы — фильма «Помидор». Показ организован итальянской фирмой «Сачис» совместно со всесоюзным объединением «Совэкспортфильм» и кинотеатром «Форум», который с недавнего времени получил право первой демонстрации новых итальянских фильмов.
С чем связана детективная история его приезда? О, в этой истории нет ничего детективного. В Советском Союзе актер снимается на киностудии «Ленфильм» в каотине режиссера В. Бортко «Афганский излом». Поскольку речь идет о Советской Армии, на период съемок он является ее солдатом, то есть некоторые перемещения производятся в секрете. И он тайно приехал из Душанбе.
Итак, вы сменили пост комиссара итальянской полиции на форму майора Советской Армии. Как себя в ней чувствуете? Синьор Плачидо не видит большой разницы между комиссаром Каттани и майором Бандурой. У Бандуры характер как раз более разработан. Он не герой, а скорее свидетель страшной войны. Он смотрит на Советский Союз, который катится в пропасть, и несет эту боль с собой.
Имеет ли синьор Плачидо представление о советском кино? Только о том. какое они смотрят в Европе, — он знает Тарковского. Кончаловского, Михалкова, Пичула. Очень понравился фильм П. Лунгина «Такси-блюз».
— Вы хотите услышать, что я думаю о советском кино на основе своего опыта? Пожалуйста. Практически нулевая техника. Отсутствие технических средств, к которым я привык. Никаких удобств на съемках, временами не было даже питьевой воды. Я чувствовал себя в атмосфере итальянского кино эпохи неореализма. Можно сказать, советское кино в настоящее время представляет собой сплав страсти, фантазии, смелости, помноженных на пот и кровь создателей. Я предполагаю пригласить сниматься в Италию одного-двух ваших актеров, а также директора картины, чтобы познакомить их с нашими методами работы.
В целом синьор понимает проблемы, связанные с жизнью в такой стране, как СССР.
Что побудило его заняться режиссурой? Синьор Плачидо считает, что приближается к старости (актеру 44 года) и должен сделать для себя что-нибудь более важное. Он не может всю жизнь оставаться героем «Спрута». Режиссура позволила ему совершить новый поворот в жизни. Он должен скромно признаться, что вместе с группой молодых режиссеров открыл новое направление в итальянском кино. Журналисты назвали его «неонеореализмом». Они не сидят в гостиницах, а погружены в жизнь, которая идет на улице. Они вносят в кино политическую, социальную направленность.
— Жизнь изменилась,—говорит актер.— Великая когорта крупных итальянских режиссеров уже не пользуется успехом у публики. Я полагаю, в течение ближайшего года этот новый кинематограф вытеснит целый круг режиссеров, которых я уважаю, но которые уже прожили свое.
Похоже, Микеле Плачидо всерьез меняет амплуа. А пока в кинотеатре «Форум», где пройдет ретроспектива фильмов с его участием, крутится последняя, шестая серия «Спрута-4». Мафия в конце концов расправляется с Каттани, и Микеле Плачидо прощается с ним навсегда.
Прощай, комиссар! Чао, Микеле!
Наталья Ртищева