Г.И. Таранухо Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Развитие научной селекции можно разделить на несколько этапов. Для первого из них характерно внедрение готовых сортов, заимствованных из вне, т.е. интродукция сортов. Затем, с разработкой теории искусственного отбора в селекционную практику широко вошли методы массового, индивидуального, группового отборов и создания новых сортов из местных и интродуцированных популяций на этапе аналитической селекции. Таким путем были созданы знаменитые сорта ржи Вятка, ячмень Винер, гречиха Богатырь, пшеница Украинка, Лютесценс 62, Цезиум 111, льна 806/3, овса Московский 315, Советский и другие.
Создание новых селекционных сортов методами массового и индивидуального отборов было крупным шагом в селекции растений. Выведенные впервые селекционные сорта положительно отличались от существовавших сортов народной селекции своей выравненностью, дружностью развития и созревания. более высокой урожайностью и качеством продукции, стали пользоваться большим авторитетом в производстве и широко распространялись. Однако они в основном сохраняли признаки старых сортов и обладали целым рядом существенных недостатков - полегаемостью растений, поражаемостью болезнями, слабой отзывчивостью на удобрения и т.п.
В связи с этим возникла необходимость создания новых более ценных сортов, совмещающих комплекс положительных признаков. Эту задачу могла решить только синтетическая селекция, возможности применения которой к этому времени вполне уже назрели. Сбор огромного сортового и видового разнообразия в мировую коллекцию, тщательное изучение имеющегося исходного материала и разработка теории гибридизации позволили через целенаправленный подбор пар и скрещивания перейти на новый этап селекции - к синтезу новых сортов путем скрещивания.
Метод гибридизации значительно расширил творческие возможности отбора, значительно ускорил селекционный процесс. С помощью гибридизации человек получил возможность создавать такие комбинационные формы, которые в природе могли бы и не возникнуть. И.В. Мичурин, внесший большой вклад в теорию гибридизации (особенного отдаленной), считал этот метод могущественным методом селекции, основным методом создания исходного материала, формообразовательные возможности которого очень велики.
В результате скрещиваний получаются новые организмы-гибриды, совмещающие свойства и признаки двух, а при сложных скрещиваниях нескольких родителей. Если скрещивания осуществляются между сортами, разновидностями или формами одного вида, то образуются внутривидовые гибриды. При скрещивании различных видов между собой или представителей различных родов возникают межвидовые или межродовые отдаленные гибриды. Те гибриды, которые создаются человеком при скрещивании, называются искусственными. Скрещивания внутри вида и между видами могут возникать независимо от человека, непосредственно в природе. В результате такой естественной гибридизации образуются спонтанные гибриды, представляющие большой интерес для теории и селекционной практики.
Возможность получения новых растений путем скрещивания была впервые доказана И.Г. Кельрейтером еще в 60-х годах XVIII века, но активное изучение и обширная работа по гибридизации началась только в XIX веке. В ней участвовали и внесли большой вклад такие известные ученые того времени как Т.Э. Найт, В. Герберт, Д. Гордон, Ш. Нодэн, К.Ф. Гертнер, Ч. Дарвин, Г. Мендель и другие.
Учение о гибридизации достигло бурного развития в начале XX столетия после переоткрытия законов Г. Менделя Гюго де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком, занимавшихся длительное время скрещиванием различных растений и изучением гибридных поколений с целью установления закономерностей проявления наследственной изменчивости при гибридизации. Большое значение для быстрого и более широкого использования гибридизации в целях селекции после 1900 года имели работы Э. Чермака, который занимался внедрением правил Г. Менделя и результатов собственных опытов в селекционную практику при создании сортов сельскохозяйственных культур.
Выдающимся ученым, создавшим основополагающие принципы теории гибридизации является И.В. Мичурин, который добился больших успехов в селекции плодово-ягодных культур благодаря применению внутривидовых и отдаленных скрещиваний на третьем этапе своей творческой деятельности. Благодаря этому развитие селекционной работы в значительной степени возросло. Селекционеры стали использовать различные методы, в том числе и гибридизацию, для получения исходного материала и сортов различных сельскохозяйственных культур. Учение о гибридизации в настоящее время является неотъемлемой частью не только селекции, но и генетики.
При определении селекции как науки Н.И. Вавилов указал на необходимость глубоких знаний исходного материала, закономерностей изменчивости и наследственности, взаимосвязи между организмом и средой, общих и частных методов и направлений селекции. Учение о гибридизации им выделено в отдельный раздел, в котором селекция как наука особенно близка к генетике.
Действительно гибридизация, мутагенез и полиплоидия лежат в основе синтетической селекции, с помощью которой создается генетически новый исходный материал. Селекция растений с использованием внутривидовой и межвидовой гибридизации в отличие от аналитической селекции (селекция “в себе”) дает возможность использовать все ресурсы для повышения частоты изменчивости. А.С. Серебровский, Г.В. Гуляев и Ю.Л. Гужов правильно называют гибридизацию основным методом создания исходного материала, так как ее формообразовательные возможности за счет проявления комбинационной изменчивости, новообразований и трансгрессий очень велики. Подводя итоги успехов селекции П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт и А.Л. Мазлумов отмечают, что основными методами селекции пшеницы, подсолнечника и сахарной свеклы являются гибридизация и отбор.
Академик Н.П. Дубинин приводит официальные данные, что при создании 96% ныне районированных сортов сельскохозяйственных культур селекционеры применяли скрещивания в сочетании с другими методами благодаря чему добились успехов.
Селекционеры раньше и особенно в настоящее время настолько широко используют метод гибридизации, что сам термин “селекция растений” приводит к мысли о скрещивании различных сортов или видов с целью получения лучших или необычных форм. И действительно скрещивание правильно подобранных пар стало теперь преобладающим методом селекции культурных растений. Ни одно научное селекционное учреждение, ни один селекционер в настоящее время не может добиться желаемых успехов без применения метода гибридизации, без использования огромных возможностей проявления комбинационной изменчивости.
Для выполнения поставленной цели и решения с наибольшим эффектом поставленной задачи необходимо постоянно стремиться проводить одновременное изучение наследования признаков и создавать исходный материал. При таком подходе параллельно изучаются генетические вопросы и решаются селекционные проблемы, т.е. селекционно-генетические исследования проводятся в комплексе, дополняют друг друга и повышают эффективность работы, делают селекционный процесс более вдумчивым, целенаправленным и научно обоснованным.
При использовании метода гибридизации главным является знание законов наследования, характера проявления комбинационной изменчивости, возможностей и причин возникновения новообразований, трансгрессий, действия генов модификаторов, супрессоров, комплиментарного взаимодействия аллельных и неаллельных генов, особенностей наследования признаков, зависящих от групп сцепления генов, возможностей нарушения групп сцепления и отрицательных корреляций через кроссинговер.
При скрещивании двух различных растений между собой необходимо прежде всего знать проявление закона доминирования. Поэтому при подборе пар для скрещивания нужно, чтобы отцовский компонент имел хотя бы один доминантный (маркерный) признак, по которому с уверенностью можно судить о достоверности полученных настоящих гибридов и отбраковать в первом же поколении ложные гибриды, которые приводят селекционера к путанице, неправильным выводам, усложняют работу и не позволяют в конечном итоге добиться возможных результатов. При работе со вторым и последующими поколениями следует четко представлять возможные вариации проявления комбинационной изменчивости, т.е. при подборе пар для скрещивания селекционер заблаговременно должен знать и планировать получение определенного количества и соотношения новых комбинаций, представлять возможное разнообразие гомозиготных и гетерозиготных генотипов в пределах фенотипически одинаковых выщепляющихся форм (рис. 1). Без этого нельзя уверенно строить дальнейшую селекционную работу с гибридным материалом. Малейшие упущения в области анализа гибридных популяций всегда приводят к усложнению схемы селекции, удлиняют время по выделению константных
форм и могут привести к потере наиболее ценных генотипов. Уже в первом поколении требуется тщательная оценка гибридов по сравнению со своими родителями по показателям доминирования и степени гетерозиса. Эти данные всегда позволят дать объективную оценку гибридов первого поколения, определить их ценность и сделать вывод о полезности дальнейшей работы с ними.
Из представленной схемы видно, что при скрещивании двух сортов люпина, отличающихся между собой по четырем признакам (окраска цветков, алкалоидность, скороспелость, растрескиваемость бобов) в первом поколении проявляются доминантные признаки, а во втором за счет проявления комбинационной изменчивости выщепляется 24 различных фенотипических форм. Каждый из фенотипов проявляется в определенном соотношении, количество которых зависит от числа и сочетания доминантных и рецессивных генов в генотипе. В зависимости от модели запланированного сорта можно рассчитывать на частоту возникновения желаемых форм, научно обоснованно планировать объем и направление селекционной работы по подбору пар для скрещивания и целенаправленному использованию гибридных комбинаций.
Зная возможности возникновения гомозиготных (константных) генотипов при расщеплении второго поколения, после отбора всех возможных выщепившихся форм в третьем поколении методом индивидуального изучения потомства каждого отобранного растения можно выделить их, дать им тщательную оценку и наметить дальнейшие планы селекционной работы с ними. Гетерозиготные растения второго поколения в третьем поколении дают определенную гамму выщепляющихся форм, которые могут служить исходным материалом для закладки селекционного питомника 2-го года для выделения наиболее ценных образцов, заслуживающих внимания для дальнейшей селекционной работы.
Скрещивания должны проводиться всегда по строго продуманному плану и быть тесно увязаны с поставленными задачами. Подобранные родители для скрещивания должны обладать теми признаками, которые планируется объединить в новом желаемом растительном организме, т.е. они должны быть донорами или носителями самых ценных хозяйственно-полезных, биологических и апробационных признаков.
Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!