Плуги Kverneland серии PN/RN работают на российских полях уже более 20 лет. Опыт аграриев показывает, что разработанные специально для эксплуатации в российских условиях, они демонстрируют высокий ресурс и низкую стоимость содержания.
По данным статистики, на сегодняшний день классическая обработка почвы преобладает на территории России. Плуги остаются самым востребованным орудием для обработки почвы в регионах с достаточной влажностью (Краснодарский край, Центральное Черноземье, Северо-Западный федеральный округ, Приморье, часть Сибири и др.). Вместе с тем, условия их эксплуатации у нас в стране – засоренность полей, неравномерность распределения осадков, парк энергосредств – предъявляют к конструкции ряд требований.
Начиная с середины 1990-х, плуги Kverneland PN/RN являются самим востребованными в линейке производителя на российском рынке. Опытом их эксплуатации поделились аграрии из разных регионов.
В ООО «Пчелка» (Белгородская область) два полунавесных восьмикорпусных оборотных плуга Kverneland RN 100 работают третий год, обрабатывая ежегодно около 1 000 га после кукурузы под пропашные культуры на глубину около 30 см. Главный инженер Андрей Белозеров отмечает, что в течение этого времени запчасти практически не меняли, даже лемеха остались целые.
Секрет долговечности плугов Kverneland в буквальном смысле «спрятан» под слоем краски: прочность и легкость конструкции обеспечивает запатентованная технология производства и закалки стали, которая используется при изготовлении не только рамы, но и изнашивающихся частей, как отвалы, долотья и лемеха.
Подтверждают износостойкость и в ООО СХП «Победа», входящем в агрохолдинг «Энергомера» (Ставропольский край), где шесть восьмикорпусных плугов RN эксплуатируются два года на обработке после яровых зерновых под пропашные на весну по суглинку. «Расходники», типа срезных болтов, конечно, приходилось докупать, – рассказывает главный инженер холдинга Алексей Сурков. – Однако, в сравнении с аналогами срезные болты на плугах Kverneland RN с заявленным усилием на разрыв в 4,5 тонны выходили из строя гораздо реже, чем болты с усилием 5 тонн на плугах других производителей».
В «Победе» ввиду агроклиматических условий региона приходилось работать круглосуточно сразу после комбайна, пока еще сохранялась остаточная влага в почве. Шесть плугов Kverneland и три агрегата другого производителя справились с 12 тыс. га за 12 дней, то есть обрабатывали 1 000 га/сутки со средней скоростью 8-10км/ч. При этом, по расчетам Суркова, производительность восьмикорпусных плугов RN (в среднем 75 га за 19 часов работы) оказалась выше, чем у 12-корпусных моделей-конкурентов за счет лучшей маневренности и меньшего времени, потраченного на замену срезных болтов.
По подсчетам Андрея Белозерова, главного инженера ООО «Пчелка», производительность плугов составляет не менее 40 га в восьмичасовую смену. В хозяйстве их агрегатируют с трактором John Deere 8 серии.
В «Победе» же работали в связке с десятилетними тракторами Buhler 2375, не имеющими трехточечной навески. Сцепку производили при помощи универсальных тележек-навесок, разработанных инженерами Липецкого завода Kverneland Group специально для этих целей.
«У нас были сомнения, что в таком исполнении – тележка плюс плуг на одном опорном колесе – устойчивость машины будет хороша, – признается Алексей Сурков. – Однако в работе проблем не было: и когда оборачивается плуг в поле, и на перегонах устойчивость отличная. Разброс в полосах держит хорошо. Единственное, что мы сделали – раздвинули колеса на тележке, для придания ей еще большей устойчивости».
В хозяйстве также отметили преимущество цельной рамы сечением 200х200 мм в условиях интенсивной эксплуатации: нагрузки на кручение, переезды и прочее выдерживают без проблем, в то время как крепления на комбинированной раме часто выламываются.
Главный инженер «Энергомеры» обращает особое внимание на конструкцию регулировки положения плуга в борозде/вне борозды. «Это отличительное преимущество конструкции плугов Kverneland», – считает он. – Механизм этой регулировки у большинства других выглядит как рычаг, где присутствуют шарнирные соединения, требующие обслуживания.
В местах таких соединений со временем при переменных нагрузках появляется люфт биения и набивается «эллипс», что ухудшает работу механизма. Тогда как в плугах Kverneland RN данный механизм переключения представляет собой цельный элемент – балку, по которой двигается платформа. Это, с одной стороны, удобнее для обслуживания, с другой – избавляет конструктив агрегата от деталей, потенциально быстрее изнашивающихся».
Таким образом, ряд конструкторских решений, в сочетании с технологией производства и закалки стали на плугах Kverneland позволяют сельхозпроизводителям эффективно решать вопрос традиционной обработки в самых разных условиях, обеспечивая высокую эксплуатационную готовность и экономию при обслуживании техники.