Транспортировка является одним из ключевых процессов в сельском хозяйстве. Расходы на перевозку могут достигать 40% себестоимости продукции, поэтому размер прибыли в этой отрасли напрямую зависит от эффективности применяемой логистической схемы.
Главная причина такой тесной зависимости в том, что доставка растительных и животных грузов требует соблюдения ряда условий:
- использование специального авто- и железнодорожного транспорта (особых автопоездов, зерновозов и т.д.);
- соблюдение определенной температуры и влажности (применение транспортных рефрижераторов);
- наличие разрешения у перевозчика;
- высокая скорость перевозки.
Виды транспорта для перевозок сельскохозяйственной продукции
- Железнодорожный – занимает ведущее место, универсален, не зависит от времени года и климатических условий.
- Морской – эффективен, когда морские расстояния короче сухопутных. Как правило, себестоимость морских перевозок относительно невысока.
- Речной – маршруты привязаны к расположению судоходных рек, обладает большой провозной способностью, но при этом характеризуется низкими скоростями перевозки и кратковременностью навигации.
- Воздушный – удельный вес этого вида транспорта в перевозке сельхозпродукции достаточно мал. Преимущество в скорости доставки груза не всегда компенсирует высокие тарифы, небольшой объем партий и зависимость от погодных условий.
- Автомобильный – актуален для мелких поставок на относительно короткие расстояния. Используется в основном для внутренних перевозок.
- Трубопроводный – применяется крайне редко, к примеру, при доставке подсолнечного масла.
В большинстве стран экспортный поток сельскохозяйственной продукции приходится в основном на водные пути сообщения, а внутренние перевозки осуществляются по железным дорогам. Поэтому железнодорожный и водный виды транспорта принято считать доминирующими в агробизнесе. Существует множество логистических транспортных компаний, осуществляющих перевозки продукции, например www.orexim.com.ua Автомобильный транспорт становится эффективной альтернативой в пиковые периоды отправки сельскохозяйственной продукции, когда доставка осуществляется на небольшие расстояния, а железнодорожные пути перегружены.
В России распределение грузоперевозок сельхозпродукции выглядит следующим образом: железнодорожный транспорт - 74% от общего объема, автомобильный – 19%, водный (речной и морской) – 7%.