АгроСборник.Ру

С.Ф. Коваль, В.П. Шаманин  "Растение в опыте"

 

Графики и диаграммы делают для наглядного представления результатов. Есть несколько полезных правил графического оформления научных результатов.

1)  Если на графике для сравнения с экспериментом проводят теоретическую кривую, то точки, через которые ее проводят, выбирают по своему усмотрению - иногда полезно через экспериментальные точки провести “наилучшую плавную кривую” (Рис. 6-9-а).

2)  Начинающие нередко соединяют точки графика ломанной линией. Но тем самым как бы указывается, что отношение между двумя величинами носит скачкообразный характер, что, вообще говоря, неверно (Рис. 6.9-6);

3)  Если на графике есть теоретическая кривая, то “плавную кривую эксперимента” лучше не проводить. Она будет мешать прямому сравнению эксперимента с теорией.

4)  Нанесение на график величины ошибки приводит к его усложнению (Рис. 6.9-в). Это следует делать только если эта информация нужна. Величины ошибок обычно наносят, когда от них зависит отклонение эксперимента от теории или когда ошибки не одинаковы для различных экспериментальных точек.

5)  Взаимодействие трех переменных удобно изобразить на трехмерном графике (Рис. 6.9-г), дающим большую наглядность.


Рис. 6.9. Различные способы графического изображения результатов опытов

Хорошей иллюстрацией будет такая, на которой результаты выражены полно и ясно, что нельзя передать словами на той же площади листа. Соотношение между текстом и иллюстрациями следует выбирать гак, чтобы передать наибольшее количество точной информации с наименьшей потерей времени и места. Ясно, что часть информации можно представить в виде таблиц. Состав питательных растворов, некоторые метеорологические данные и многое другое вообще нельзя представить в иной форме, кроме таблиц. В виде таблиц представляются и те результаты, которые читатель, возможно, пожелает подвергнуть проверке или какому либо пересчету. И, конечно, никогда не следует приводить одни и те же данные и в форме таблиц, и на рисунках.

Какой тип иллюстрации выбрать - диаграмму или кривую? Как правило диаграммы более наглядно, когда различия очень велики, или когда данные можно разбить на классы. Кривые на рисунке могут быть одиночными, многочисленными или сложными. Лучше ограничить число линий на графике (не более 3-4), чтобы избежать накладки на рисунке. Для изображения на графике очень большого количества данных следует использовать трехмерное построение, которое показано на рисунке 6,9-г. Построение трехмерного графика требует опыта, и не следует приходить а от чаяние от первых неудач. Даже очень опытный чертежник делает несколько вариантов одного и того же рисунка и только после этого выбирает окончательный. Если рисунок изготовляется от руки (на бумаге), то его надо изготовить в 2-3 раза крупнее, чем конечный рисунок в журнале.

Во многих случаях в качестве иллюстраций используются фотографии. Они должны быть контрастными, предпочтительна даже сверхконтрастность. Все фотофафии должны быть обрезаны так, чтобы на них не было ничего лишнего. Если используется несколько фотографий, то их необходимо сгруппировать. Нельзя писать прямо на фотографии и прикреплять их к статье канцелярскими скрепками - вмятины будут видны на отпечатанном рисунке. На обороте мягким карандашом пишут фамилию автора, номер рисунка и название статьи (если это необходимо, то помечают верх и низ).Для устного доклада в качестве иллюстраций готовят слайды в рамках 3 X 4 см или прозрачные пленки, величиной не более стандартного листа писчей бумаги. Молодые исследователи часто забывают, что научный доклад воспринимать намного труднее, чем написанный текст. При прослушивании подряд нескольких докладов слушатели быстро утомляются. Поэтому иллюстрации доклада должны быть предельно сжатыми и ни в коем случае не копировать рисунки и шблицы отправленного в печать сообщения! В таблице, помещенной на слайде, оптимальное число цифр от9до 12. Равным образом в докладе не следует использовать слишком “нагруженные” рисунки.

(Современная компьютерная техника дает большие возможности графического изображения цифровых данных, и экспериментатору совершенно необходимо освоить работу в соответствующих программах.

Любая научная работа завершается написанием научного отчета или подготовкой публикации. Последний совет относится к изложению материала в этих итоговых документах. Не тоните в частностях, старайтесь выйти за пределы своих результатов и увидеть их место в общей картине. Читали ли Вы классиков экспериментальной биологии - Дарвина, Либиха, Чандра Боса, Тимирязева, Холодного, Докучаева, Косгычева-младшего? Они не просто излагали результаты экспериментов, а развивали свои мысли на основе фактических данных. Они писали комментарии к точке зрения противников. Они излагали свои взгляды на картину мира вообще и в области их научных интересов в частности. И, кроме того, они владели хорошим литературным языком.

Добавить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей:

       


Защитный код
Обновить

Поделиться!

Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!

Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой в Моем Круге

Авторизация

Сотрудничество|Обмен ссылками|Связаться с нами

АгроСборник.Ру © 2011-2017. Все Права Защищены.


Яндекс.Метрика