АгроСборник.Ру

Закономерности, принципы и функции прогнозирования и планирования - Часть 1

  1. Факторы планомерного развития.
  2. Логика прогнозирования и планирования.

 

1

В новых условиях хозяйствования формируются факторы, обеспечивающие планомерность:

1) надежность заключаемых договоров;

2) величина и структура производственного потенциала отраслей и регионов;

3) устойчивость показателей развития и способность их сохранения в условиях спонтанных явлений в экономике;

4) создание достаточных резервов производства и др.

Планомерность развития экономики в любых экономических отношениях является важнейшим достижением человеческой цивилизации.

Исследования показывают, что экономическая категория «план» — это одна из категорий научного предвидения. Первичной формой всякого предвидения является гипотеза.

Гипотеза характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Разработка гипотез позволяет подготовить основу для научного прогнозирования.

Прогноз по сравнению с гипотезой более четок, имеет значительно большую определенность, обязательные качественные и количественные характеристики. Он носит вероятностный характер и составляется с достаточно большой достоверностью. Под прогнозом в настоящее время понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Известно, что исходным материалов для планирования являются социальные и экономические прогнозы. Социальные прогнозы включают динамику социальной структуры общества, отдельных регионов, развития здравоохранения, народного образования и др.

Экономические прогнозы включают исследования вероятного наличия трудовых ресурсов, капитальных вложений, перспективных изменений основных показателей процесса производства и др.

Несмотря на то, что в последние годы появилось значительное количество работ по прогнозированию можно утверждать, что в стране еще не создана целостная система подготовки прогнозов по развитию сельскохозяйственного производства, не установлены жесткие сроки их разработки на различных уровнях планирования, а также отсутствуют единые методики прогнозирования различных показателей развития АПК.

План базируется на гипотезе и прогнозе. Он представляет собой постановку строго определенной цели и четкое предвидение конкретных, детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования. Важнейшей чертой плана как экономической категории является его строгая определенность, а после заключения договорных обязательств — юридическая ответственность сторон (директивность).

План это интегрированное, научное отражение развития производительных сил и производственных отношений; как система он предусматривает прогрессивное развитие всего общественного производства и отдельных его сторон и элементов.

 

На глобальном уровне при обосновании планов  разрабатываются концепции и программы. Экономическая концепция это определенный способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегии их развития. В этом случае под программой понимается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития государства и предлагаемые пути и средства их достижения.

Взаимосвязи между рассмотренными выше экономическими категориями можно условно изобразить следующим образом:

Гипотеза —— Прогноз —— Концепция —— Программа — План

Любое общество предполагает планомерную организацию производства. Вместе с тем даже в идеально организованном производстве допустимы элементы случайности.

Предприятиям присущи не только черты планомерности, но и элементы спонтанности. Под планомерностью в данном случае понимается сознательная организованность всей системы ведения хозяйства и других сфер АПК. Спонтанность — самопроизвольное развитие, обусловленное, как правило, природными и другими факторами.

2

 

Логика прогнозирования и планирования зависит от:

- функций и форм планирования;

- государственного регулирования;

- принятой концепции развития страны.

Разработка и осуществление прогнозов и программ выполняет две важнейшие функции: предсказательную и предписательную. В первом случае дается описание состояния объекта в будущем, во втором — проводится подготовка проектов развития различных организационных форм для последующего их использования в системе управления.

В мире сложились самые разные формы планирования. Их обычно классифицируют с учетом аспекта и оперативного уровня управления. По уровню управления различают планы глобальные, общегосударственные, межгосударственные, региональные, отраслевые, локальные и на уровне хозяйствующих субъектов, их ассоциаций. В зависимости от постановки целей различают тактическое и стратегическое планирование.

Планирование может быть программным и целеориентирующим. Важна и такая форма, как направляющее планирование, которое выражается в регулировании налогов, кредитов, цен, госзаказов, квот и т.д. В АПК данная форма может быть выражена во вмешательстве государства в экономические отношения между основными сферами комплекса.

В настоящее время сформировались наиболее приоритетные области государственного регулирования национальной экономики. Среди них следует выделить медицину, оборонный комплекс, энергетику, фундаментальную науку, экологию и АПК.

Сложились и основные меры государственного регулирования АПК.

Ценовое вмешательство включает обоснование гарантированных (защитных) цен на закупку сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, надбавок к ценам на продукцию, залоговых цен, цен на закупку излишков сельскохозяйственной продукции.

Кредитная и налоговая политика — это льготное кредитование, особые условия инвестиционного кредитования АПК, товарного кредита, налоговых льгот, дифференцированного налогообложения.

С помощью государственного бюджета формируются бюджетные ссуды, компенсации при приобретении материально-технических ресурсов, осуществляются лизинг, субсидирование социальных программ, гарантированное авансирование при закупке сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, финансирование государственных целевых программ.

Внешнеэкономическая деятельность включает регулирование таможенных пошлин, стимулирование экспорта, иностранных инвестиций,

Рассматриваемые направления государственного регулирования АПК основываются на системе экономических прогнозов, программ и планов.

На основе форм, принципов и функций формируется логика прогнозирования и планирования.

Общая логика планирования имеет следующие составляющие:

1. Цели планирования.

2. Анализ результатов экономического и социального развития.

3. Определение потребностей общества в ресурсах (по отраслям и регионам).

4. Согласование и балансирование потребностей общества с возможными ресурсами.

5. Достижение планомерности развития социально-экономической системы.

В процессе составления планов формируется логика их разработки. При директивном планировании она формируется сверху — вниз, при индикативном — снизу — вверх.

Добавить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей:

       


Защитный код
Обновить

Поделиться!

Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!

Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой в Моем Круге

Авторизация

slogin.info