АгроСборник.Ру

загрузка...

Сущность прогнозирования и планирования.

  1. Предмет и объект теории прогнозирования и планирования.
  2. Прогнозирование и планирование как наука.
  3. Этапы развития прогнозирования и планирования.

1

Прогнозирование и планирование экономики любой страны, основных сфер ее жизнедеятельности являются важнейшими достижениями мировой науки и практики. Исходные, базовые предпосылки прогнозирования и планирования были сформированы еще в царской России. Эта наука может быть представлена как синтез различных наук об экономике народного хозяйства.

Предметом данной науки является изучение методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития и государственного регулирования АПК на основе сложившихся закономерностей и факторов развития всей системы народного хозяйства.

Важнейшими базовыми категориями являются закономерности развития социально - экономических процессов. Совокупность приемов, методов и методик формирует методологию прогнозирования и планирования АПК.

Государственное регулирование экономических отношений предполагает использование большой совокупности методов и приемов с целью устойчивого развития экономики при формировании цивилизованного рынка.

Сегодня доказано, что рынок не может регулировать реализацию национальных и региональных экономических программ, решение проблем безработицы, четкое налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты, проведение фундаментальных исследований.

В предмет этой науки наряду с изучением методологии прогнозирования и планирования АПК входит и изучение организации осуществления прогнозов, программ и планов.

Объектом прогнозирования и планирования является экономическая и социальная деятельность хозяйствующих субъектов АПК в системе национальной экономики в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Изучение специального курса по прогнозированию и планированию АПК базируется на курсах истории экономических учений, экономической теории (макро- и микроэкономики), статистики, экономического и социального анализа, информационных технологий в экономике, моделирования экономических процессов, социологии, финансовых и других дисциплин.

Цель курса заключается в том, чтобы дать студенту систему научно обоснованных представлений о методологии прогнозирования и планирования, концепции программного развития АПК с учетом направлений социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Основными задачами прогнозирования и планирования АПК являются:

1)                           раскрытие методов экономического обоснования прогнозов, программ и планов;

2)                           выявление потребностей предприятий, регионов и всего общества в необходимой продукции АПК;

3)                           определение ресурсов и их эффективное распределение по регионам и отраслям;

4)                           изыскание путей устойчивого развития АПК;

5)                           достижение согласованности, пропорциональности, ритмичности, непрерывности производства на основе сбалансированности развития основных сфер АПК.

 

2

 

Практически во всех развитых и развивающихся странах региональное прогнозирование и планирование сформировано на осно­ве экономической теории размещения производительных сил.

Вместе с тем многие принципиально новые формализованные методы прогнозирования, которые предлагаются мировой наукой, основываются на принципах древней философии и социологии. В прогнозировании находит место множество ранее не изучавшихся экономических концепций и теорий; все шире прогноз экономических и социальных проблем общества осуществляется через синтез методов естественных наук.

Все большую связь прогнозирование находит с наукой о самоорганизующихся системах материального мира (синергетикой)(реферат)

Зарождение современной теории прогнозирования и планирования относится к началу 20-х г. До этого в большинстве стран делались попытки использовать в планировании прогнозную, или «генетическую», концепцию, основоположниками которой в нашей стране можно считать экономистов-аграрников Н.Д. Кондратьева, В.А. Базарова, В.Г. Громана и др. Сущность их теории заключалась в отождествлении плана и прогноза. Сейчас можно утверждать, что Н.Д. Кондратьев был первым теоретиком концепции «план — прогноз», которая в настоящее время нашла применение во многих странах в виде одной из сторон индикативного планирования. Прогнозный подход требует анализа всей совокупности хозяйственных явлений как в прошлом, так и настоящем, а также вероятности этих событий в будущем.

 

Противником этой концепции выступил С. Г. Струмилин, отстаивая в качестве основного положения директивность плана; в последующем его концепция получила название «телеологической». При директивном подходе выбирается основная цель планирования и проводится ее обоснование.

Методологический подход С.Г. Струмилина в то время был  более понятен, хотя такое упрощение допускало упрощенные подходы к планированию. Опыт длительного использования этой концепции показал, что она, по существу, предполагала плановую анархию, так как фактически уже на протяжении первых пятилеток планомерность и пропорциональность развития были подменены директивным планированием.

В современных условиях генетическую и телеологическую концепцию следует рассматривать не в жестком противопоставлении, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие единого координационного прогнозно-программного планирования.

3

 

Первая попытка разработки методологии перспективного планирования была сделана в известном плане ГОЭЛРО, который составлялся по восьми крупным районам России. В нем сочеталось отраслевое и территориальное планирование. Материалы этого плана были опубликованы только в 1932—1933 гг.

Известно, что системным опытом перспективного планирования была пятилетка Н.Д. Кондратьева, одобренная 17 января 1924г. секцией Госплана. В последующем экономические разра­ботки этой пятилетки не были утверждены Госпланом.

Первый утвержденный пятилетний план (1928—1932 гг.) был разработан при непосредственном участии С. Г. Струмилина. План строился на основе директивных контрольных цифр, в нем широко использовались принципы научной обоснованности планирования, действие закона стоимости, принципы эквивалентности обмена. Вместе с тем главенствующим в этом плане был принцип централизованного планирования.

О втором пятилетнем плане (1933—1937 г.) была поставлена и в значительной степени решена задача реконструкции народного хозяйства, создание новейшей технической базы всех отраслей.

Третий пятилетний план (1938—1942 гг.) поставил задачу догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны.

В 1941—1942 гг. был разработан Госпланом и утвержден Комитетом обороны военно-хозяйственный план. Такие планы разрабатывались и утверждались вплоть до 1945 г. Следует отметить, что накануне и в ходе Великой Отечественной войны большое внимание уделялось созданию государственных за­пасов и резервов производственных мощностей по стратегическому сырью, материалам, топливу и продовольствию.

Четвертый пятилетний план (1946— 1950 гг.) был посвящен восстановлению народного хозяйства в районах, пострадавших от войны.

В пятом пятилетнем плане (1951—1955 гг.) решались задачи создания и развития материально-технической базы страны.

Три года шестой пятилетки (1956—1958 гг.) и плохо обоснованная семилетка (1959—1965 гг.) составили общий период планирования в две пятилетки. По всем основным показателям этот план не был выполнен.

В восьмом пятилетнем плане (1966—1970 гг.) широко использовались научные методы обоснования, ставились задачи по измене­нию темпов и народно-хозяйственных пропорций. Этот план был успешно выполнен.

Девятый пятилетний план (1971—1975 гг.) ставил задачи по повышению народного благосостояния. Следует отметить, что в этой пятилетке страна по производству многих видов продукции вышла на первое место в мире. Несмотря на неблагоприятные условия, в указанном периоде объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 13% по сравнению с аналогичным показателем в предыдущем пятилетии.

В десятой пятилетке (1976—1980 гг.) усилилось планирование социальной инфраструктуры страны.

Методология планирования одиннадцатой (1981—1985 гг.) и . двенадцатой (1986—1990 гг.) пятилеток была аналогичной методологии планирования предыдущих пятилеток. Мало чем отличался по методологии и проект плана на тринадцатую пятилетку.

В 1985—1990 гг. была сделана попытка перейти от директивного к индирективному планированию, т.е. к директивному планирова­нию с применением методик по оптимальному планированию с использованием экономико-математических, нормативно-ресурс­ного и других методов. Резких изменений в качестве планирования не произошло.

Вместе с тем не следует сводить все негативные явления в экономике страны анализируемого периода только к недостаткам в планировании.

В условиях многоукладной экономики нашей страны и развития рыночных отношений значение планирования возрастает. Многоукладность экономики предполагает развитие различных форм собственности. На рынке происходит процесс обмена правом собственности на ресурсы.

Анализ стран с рыночной экономикой показывает, что собственник без плана на рынке перестает быть собственником. В этих странах очень сильно развито стратегическое планирование и успехи в экономике не связаны жестко с формой собственности.

Добавить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий авторизовавшись при помощи любой из представленный социальных сетей:

       


Защитный код
Обновить

Поделиться!

Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!

Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой в Моем Круге

Авторизация

slogin.info
загрузка...