Гидропоника – слово греческого происхождения и в переводе означает «рабочий раствор». Выращивание растений методом гидропоники применялось уже во времена древнего Вавилона (Висячие сады Семирамиды) и Ацтеков, проживавших в Центральной Америке (плавающие сады) и, благодаря неустанным трудам ученых: Д.Вудварда, Д.Пристли, Уильяма Ф. Герика, который первым ввел термин «гидропоника», русского профессора Д.Прянишникова, а также целого ряда других исследователей, сегодня гидропоника успешно применяется для выращивания растений в промышленных масштабах, в фермерских хозяйствах и даже любителями растениеводами в условиях городских квартир.

Метод гидропоники основан на выращивании различных растительных культур без почвы, при котором питание поступает к корням не из плодородного почвенного слоя, а из питательного раствора, обеспеченного всеми элементами, необходимыми для жизнедеятельности растений.

Существуют различные гидропонические устройства, которые применяются для выращивания растений в условиях закрытых помещений такие, как:

  • гидропоты – специальные горшочки, помещаемые один в другой с наполнением внутренней емкости специальным субстратом, а наружной емкости – питательным раствором;
  • фитильная гидропонная система, основанная на поступлении жидкости, постепенно впитывающейся в субстрат по фитилям, погруженным одним концом в питающий раствор;
  • система жизнеобеспечения растений способом техники питающего слоя, при котором раствор безостановочно текущий по дну емкости, попадает в сосуд для аэрации с последующим возвращением в систему;
  • система реверсивного и нереверсивного капельного полива, в процессе применения которого влага доставляется непосредственно к корням растений;
  • система периодического затопления, которая действует по принципу временного погружения субстрата с корневой системы растений в питающий раствор с дальнейшим их осушением.

В настоящее время существуют различные рециркуляционные гидропонические системы для садоводства (Indoor Hydroponic Gardening), которые используются на кафедрах специализированных учебных заведений для того, чтобы наглядно показать процесс роста даже таких растений, которые не приспособлены к произрастанию в нашем климате. Такие системы обеспечивают полноценное развитие и активный рост растений вне зависимости от климатических условий и времени года.