АгроСборник.Ру

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

М.Е. НИКОЛАЕВ – кандидат с.-х. наук, профессор

А.А. ШЕЛЮТО – доктор с.-х. наук, профессор

М.Н. СТАРОВОЙТОВ – кандидат с.-х. наук, доцент

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,

Горки, Республика Беларусь

 

Так уж получилось, что юбилей академии совпал со 110-летием со дня рождения видного ученого М.С. Савицкого – заслуженного деятеля науки БССР, доктора сельскохозяйственных наук, профессора; долгое время работавшего заведующим кафедрой растениеводства.

Может в этом есть своя символика, потому, как и академия в целом, так и ее названный представитель постоянно стояли у истоков жизни, давая людям хлеб, а значит и жизнь. А он – Маркел Степанович – возвеличил ее и ученый, и научный авторитет; верен был своей alma mater, гордился ею. А теперь мать гордится своим сыном, который оставил после себя богатое научное наследие. И в дни юбилея своего отдает дань уважения и признательности ему и многим другим прославившим и прославляющим ее.

С чего же все началось? В детстве он видел как отец чуть забрезжит рассвет тянулся он в поле с лошаденкой и до темна ковырялся на крохотных полосках земли: труд тяжелый не приносил ни радости, ни достатка. Надо было что-то делать. И в этом еще не осознанном вопросе эмпирически почувствовал тягу к знаниям: то ли как пахать и сеять, то ли как взрасти злак более щедрый, то ли как изменить уклад жизни к лучшему. Отец Маркела, Степан Никифорович, заприметил эту сторону у сына и, когда уходил в 1914 году на первую мировую войну, говорил: «Что бы ни случилось, учись, все силы приложи к этому».

Слова отца легли на «благородную почву». Много пришлось испытать 16-летнему юноше из деревни Россоны Дубровенского повета, но все ж сбылась его мечта – он поступил в учительскую семинарию. Способному, любознательному юноше наука давалась легко. После окончания семинарии молодой учитель получил направление в Горки. Здесь он работает в одной из школ. В конце 1918 года избирается депутатом поветового совета, а потом назначается заместителем заведующего отделом народного образования. Много сил отдал Маркел Степанович организации школ и кружков ликбеза в деревнях. В феврале, будучи в Петрограде, он дважды беседовал с Н.К. Крупской на предмет ликвидации безграмотности молодого поколения.

Вернувшись из Петрограда, он получает назначение на должность заместителя председателя поветового исполкома, председателя контрольно-ревизионной комиссии, а затем коменданта города. Тяжелое это было время, - вспоминал Маркел Степанович. Кругом разруха, голод, бандиты. Иногда сутками не слазили с коней. Когда жизнь относительно наладилась, Маркел Степанович поступает в землеустроительное училище. А через год он – студент 1-го курса Горецкого сельскохозяйственного института. Учиться самому и учить других – такую задачу поставил тогда перед собой Маркел Степанович. Каждый день после лекций он спешил в школу, чтобы самому учить детей рабочих и крестьян. Потом – учеба в Москве, в Тимирязевской с.-х. академии. После ее окончания М.С. Савицкий работает директором Белецкого сельскохозяйственного училища на Витебщине, заведует опытным отделом Наркомзема БССР.

В эти годы полностью раскрылись способности М.С. Савицкого. Он работает над организацией в республике среднего сельскохозяйственного образования, государственных сортоиспытательных участков и селекционных станций. Позднее, работая в Москве в государственной комиссии по сортоиспытанию, М.С. Савицкий занимается научно-исследовательской работой. Он разработал новую методику сортоиспытания. Под его непосредственным руководством и при его участии вышло из печати «Руководство по апробации сельскохозяйственных культур» в нескольких томах. В системе государственного сортоиспытания он становится методистом номер один в этой области, методическая направленность которого строилась на комплексной оценке сортов.

В этой связи особое внимание в научной деятельности он уделяет элементам структуры урожая, их взаимосвязи и связи с окружающей средой, встают рядом вопросы саморегуляции растений, создания выгодных фитоценозов. Впервые выводит структурную формулу урожайности.

Многие идеи Маркела Степановича и его научное наследие в настоящее время по многим направлениям претворяются в жизнь. Так, например, у нас на кафедре растениеводства, памятуя о взаимовлиянии и саморегуляции растений, одним из разделов курсовой работы для студентов агрономического факультета является: «Разработка структурной модели высокопродуктивного растения и посева», параметры которых не всегда совпадают.

Научная работа дала возможность М.С. Савицкому успешно защитить кандидатскую диссертацию, но деятельность ученого была приостановлена войной. Враг рвался к Москве. Москва в опасности! И Маркел Степанович вместе с тысячами москвичей добровольно идет в народные ополченцы. Несет охрану предприятий, копает окопы, устанавливает противотанковые заслоны. Только тяжелое ранение явилось причиной ухода его из ополчения. Как-то рассказывал: «Жили впроголодь, выходил к хлебзаводу, садился на лавочку и вдыхал хлебный запах. Становилось легче …».

Интересны и плодотворны его работы на сортоиспытательных участках Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (г. Москва), где через свои идеи, анализ и синтез урожайности получил в 1937 году 99,8 ц/га, а в 1940 г. – 110,9 ц/га озимой пшеницы. Вскоре в журнале «Химизация социалистического земледелия» появляется его статья с громким для того времени названием «Наш опыт борьбы за 100 ц озимой пшеницы с гектара».

После войны М.С. Савицкий еще более успешно занимается научной деятельностью, тому свидетельство – многочисленные публикации. Книга «Биологические и агротехнические факторы высоких урожаев зерновых культур» переведена на несколько европейских языков и издана в Чехословакии, Болгарии, Румынии. В практическом плане здесь читатель находит пути совершенствования методов селекции зерновых культур, селекции на урожайность, представление об оптимальной модели сорта через количественные и качественные признаки, биологические аспекты программирования урожайности, методы биологического и агротехнического контроля в растениеводстве и др. В то же время вопросы теории так глубоки и классичны, что они до сих пор и, думаем, в обозримом будущем будут открывать все новые и новые вехи прикладной науки.

Однако в душе Маркел Степанович всегда педагог. Это та ранняя в жизни его учительская семинария бросила сие семена в благодатную почву. И он в 1959 году становится преподавателем Всесоюзного сельскохозяйственного института заочного образования (ВСХИЗО). Успешно защищает докторскую диссертацию «Биологические основы методики определения норм высева пшеницы в СССР». В 1963 году администрация Белорусской сельскохозяйственной академии приглашает его на должность заведующего кафедрой растениеводства. Приглашение принято и Маркел Степанович переезжает в Горки.

С его приходом на кафедру растениеводства пополнилось оборудование, организованы химическая лаборатория и опытное поле кафедры на площади 64 га. При кафедре открылся отдел «Разработки теоретических основ формирования и программирования высоких урожаев». Начала функционировать аспирантура. Разрабатывается комплексная тематика исследований, в которую вовлекаются все сотрудники кафедры и студенты. В то же время учитываются научные интересы каждого. Синтезировать это не так просто, но ему удавалось. В результате разработкой теоретических основ формирования высоких урожаев практически охвачены все культуры, возделываемые в республике. Под его руководством успешно защищены две докторские диссертации и 16 кандидатских.

Значительно претерпело преподавание растениеводства в лучшую сторону. Биологизация технологических процессов выращивания, оптимизация факторов среды, создание режимов наибольшего благоприятствования во все периоды роста и развития положены в основу преподавания растениеводства. При этом акцентируется внимание на сравнительной оценке культур по реакции на условия произрастания, а также изложения биологической характеристики полевых культур не изолировано по отдельным показателям (отношение к температуре, влаге, питательным веществам и др.), а комплексно, увязывая параметры реакции растений на факторы жизни с вегетационным периодом растения, особенностям роста, развития его. Такой методический подход к изучению курса растениеводства следует считать правильным и он совершенствуется.

Плодотворная работа ученого высоко отмечена руководством страны, Маркелу Степановичу присвоено звание заслуженного деятеля науки БССР, он награжден значком «Отличник социалистического сельского хозяйства», медалью «За доблестную работу в Великой Отечественной войне», серебряной медалью ВДНХ и др.

Рассказ о М.С. Савицком был бы не полным, если бы не сказать, что он был добрейшей души человек, готов был выслушать каждого по любому вопросу и, если надо, придти на помощь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделиться!

Понравилась статья? Расскажите о ней знакомым или оставьте комментарий!

Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой в Моем Круге

Авторизация

</>
</>
</>
</>